00

Spacemap Go от Meyer Sound: пространственный звук для театра и не только

Добавлено:
26 октября 2021
Поделиться:

Последний год для бренда MeyerSound прошел под знаком пространственного микширования. Система Spacemap Go открыла новые возможности для работы тысячам саунд-дизайнеров по всему миру, в том числе и тем, кто искал простые решения для создания иммерсивного звука в театре. В сентябре на выставке Prolight+Sound NAMM Russia 2021 технология Spacemap Go Meyer Sound впервые со времени своего выхода на орбиту ProSound демонстрировалась в открытом выставочном формате. Все три дня на стенде компании «Имлайт» гости могли испытать на себе эффект immersiveaudio и оценить концепцию «звук на кончиках пальцев».

О том, как работает технология Spacemap Go в театре, насколько прост старт и как быстро на этой технологии «взлететь», о самых ярких примерах ее работы в российских театрах и перспективах спроса на иммерсивный звук мы говорили с Александром Хоревым, менеджером по маркетингу Meyer Sound CIS.

- Александр, в этом году на Prolight+Sound NAMM Russia 2021 мы максимально сконцентрировались на сценических технологиях – собственных и наших партнеров – именно в контексте театрального применения. «Имлайт. Театр», если говорить о концепции, некой маркетинговой философии. Компания Meyer Sound сегодня с нами, и первым делом хотелось бы узнать, чем интересен театрам инструмент пространственного микширования Spacemap Go и как вообще работать с пространственным звуком в условиях театра? 

- Небольшое уточнение: Spacemap Go – это инструмент пространственного дизайна  и микширования звука, поскольку для театра крайне важна функция именно звукового дизайна. Не секрет, что в театр люди идут за впечатлениями, за новыми эмоциями, и звук может доставить этих эмоций ничуть не меньше, чем «видеоряд». Конечно, ничто не сравнится с талантливой игрой актера, но когда у актера есть поддержка современными инструментами звуковых технологий, то возникает очень и очень интересный опыт. Но важно и то, что для самого театра, его постановочной группы Spacemap Go открывает новые измерения: люди начинают придумывать вещи, которые до этого были невозможны в плане реализации.

И здесь нужно отметить два важных момента. Первый – система Spacemap Go форматируется совершенно свободно, с любым количеством громкоговорителей, здесь нет каких-то заданных стандартов, как в других системах, и у нее очень дружелюбный интерфейс, что было принципиально важно. Система вышла позже аналогов, но это время было потрачено именно на доводку интерфейса, чтобы творческие люди не загружались изучениями новых аспектов управления. Здесь реализована концепция «звук на кончиках пальцев»: всё работает через удобный и понятный iPad и бесплатное приложение, а начать программировать, экспериментировать можно ещё в оффлайне – уже есть примеры использования этой системы в наших театрах! И действительно, коллеги запускаются, «взлетают» на ней очень быстро. И второй важный момент – Spacemap Go работает на стандартной, уже существующей аппаратной базе. Для работы нужен процессор Galileo GALAXY – а таких процессоров уже более 4 тысяч разошлось по миру, и каждый из них пригоден, чтобы развернуть на нем технологию пространственного звукового дизайна и микширования. Инструмент очень и очень гибкий, доступный (на него не нужен экстра-бюджет), и по части удобства и свободного полета творческой мысли, на наш взгляд, получился очень удачным.

- Вы упомянули, что в России уже есть театральные проекты с использованием Spacemap Go. Можно ли чуть больше подробностей? 

- Недавно, буквально в августе, прошла премьера, наверно, самого яркого из реализованных опытов – мюзикл-триллер «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в Московском театре на Таганке, фирменной чертой которого всегда был поиск новых форм. Спектакль сам по себе уже задумывался как иммерсивный – сценография исключает четкую границу между зрительным залом и сценой, между аудиторией и артистами, а сейчас появилась возможность к иммерсивному «видеоряду», если можно так сказать, добавить действительно иммерсивный звук. В первую очередь, в плане позиционирования источника сигнала, потому что поющие артисты перемещаются по всему залу, и Spacemap Go позволяет фокусировать звук там, где сейчас находится артист. И плюс к этому спецэффекты – и шумовые, которые относятся к акустическому дизайну, и великолепный оркестр, с которого снимается порядка 20 каналов (и они тоже микшируются в воздухе). Впечатляющий спектакль, потрясающие актеры, в главной роли – Лариса Долина, и талантливая постановочная команда. Звуковым дизайнером выступил Антон Фешин – человек, который не останавливается в своих поисках и все доводит до совершенства. И, конечно, тот эффект, который всё это вместе производит в опытных талантливых руках. Это просто что-то невероятное!

В этой театральной постановке Spacemap Go была развернута на существующей аппаратной части. Но даже давно работающий в этом зале комплекс звукоусиления из-за того, что сигнал микшируется в воздухе (а не в консоли), производит совершенно иное впечатление. Комплект громкоговорителей зазвучал по-новому. От уже существующей акустической системы получили совершенно другой хэдрум и читаемость. И это на данный момент самый яркий пример работы Spacemap Go на российской сцене, и он вдохновил очень многих. Сразу скажу – первым всегда нелегко, но эта технология будет набирать популярность, потому что она на самом деле очень удобна.

-  Тренд на immersiveaudio не нов, популярность иммерсивного звука увеличивается вслед за ростом доступности технологий, расширяется сфера его применения, и мы понимаем, что эта концепция звука с нами всерьез и надолго...

- Да безусловно.

- На ваш взгляд, существует ли вероятность «отката» в настройках, когда люди насытятся именно таким звуком и захотят чего-то другого, возможно, менее эффектного, менее эмоционального, того, что не требует многих переживаний, не заставляет во время прослушивания думать, откликаться, пропускать через себя.

- Очень интересный вопрос. Спасибо! Я бы, наверно, попробовал сравнить систему пространственного звучания с системой постановочного освещения. В любом театре очень много источников света, но это не значит, что их обязательно нужно в полном объеме включать в начале спектакля и выключать в конце. Во всем и всегда должна быть художественная мысль, нет необходимости «продавать» все возможности технологии сразу. В упомянутом мюзикле Театра на Таганке саунд-дизайнер как раз и пытался не оглушать зрителя сразу всеми возможностями Spacemap Go, хотя искушение было очень велико, потому что технология очень мощная. Нет, в спектакле есть и звуковые моно-участки, и стандартные лево-право. Вы представьте само действие – бегают актеры, летает звук, свет моргает – зрителя можно закружить до полуобморочного состояния! Поэтому, отвечая непосредственно на вопрос, повторюсь: immersive audio и технология Spacemap Go – это инструмент. Любой инструмент не работает сам по себе. Также в отношении этой технологии ошибочно полагать, что «я включу кнопку, и станет круто». Нельзя принести любимый компакт-диск и слушать его на пространственной системе, ожидая каких-то новых впечатлений. Это будет не совсем то, для чего эта система создавалась. Поэтому приведет ли доступность технологий иммерсивного звука к насыщению и перенасыщению – исключительно зона ответственности творческого состава наших пользователей. Кому-то нужен звук с погружением, кому-то достаточно моносигнала. Есть интересные картины в технике монохромной живописи, а есть импрессионисты с буйством красок. Все определяет художественная задача, и мы всегда ратуем за грамотное и умное использование современных технологий, без превращения их в фокусы и аттракцион. Вот этого, конечно, не хотелось бы.

-  Александр, демонстрации Spacemap Go проводятся регулярно. Вы как организатор этих мероприятий, как проводник технологии от создателей к пользователям, какую обратную связь от пользователей получаете? Какие неожиданные вопросы вам задают, что вообще вызывает интерес публики?

- Демонстрации Spacemap Go реальным пользователям – очень интересный опыт. Разумеется, много технических вопросов по разворачиванию системы на той или иной площадке, то есть спецы сразу переходят к конкретике, и здесь, конечно, сложно выделить какой-то неожиданный вопрос. Но что замечаю чаще всего – то, как люди после знакомства с возможностями технологии впадают в глубокую задумчивость. Прямо ощущаешь, как у творческих людей запускается внутри какой-то процесс, что им открылось новое видение, и уже сейчас они начали изобретать и творить. Поэтому самое яркое впечатление – когда люди просто молча уходят.

- MeyerSound – постоянный участник и партнер событий, организуемых компанией «Имлайт». В мае компания участвовала в нашем образовательном проекте «Имлайт-шоутехникум», в сентябре мы совместно работаем в выставочном формате. Насколько вообще для MeyerSound важна экспо-деятельность?

- С точки зрения продвижения?

- Да, с точки зрения продвижения технологий. «Имлайт» принципиально поддерживает позицию живого общения с аудиторией, но очевидно, что объемы выставки, число посетителей и участников Prolight+Sound NAMM Russia сократились.

- Для Meyer Sound любая возможность пообщаться с потенциальным пользователем – я даже не хочу использовать термин «покупатель», потому что мы говорим о креативных технологиях – ценен. Да, выставочные мероприятия сжимаются, но мне кажется, что в числе тех, кто посещает выставки, действительно много заинтересованных в новых продуктах, в новых предложениях. Да, падает массовость, но не качество аудитории. А если говорить конкретно про театры и концепцию «Имлайт. Театр», то продвижение в этой аудитории нам очень важно.

- Русский театр, если позволить некоторое сравнение с условно западным театральным движением, все же довольно консервативен, осторожен в экспериментах, в том числе и технологических. Каковы в таких обстоятельствах перспективы тренда на иммерсивный звук?

- Русский театр – это явление, это школа, известная во всем мире. Конечно, с одной стороны русский театр академичен, но с другой – именно благодаря этой школе растет количество талантливых людей, способных творить мировые шедевры, в том числе и с помощью новых звуковых технологий. Поэтому продвигать технологию Spacemap Go, так ориентированную на театр, именно здесь в России, именно для русских театров – почетно, ценно, и я надеюсь, мы привнесем в эту школу что-то интересное.

- И, конечно, я хочу поблагодарить компанию «Имлайт», которая всегда готова демонстрировать оборудование на высоком техническом уровне. Такое оборудование, как продукция Meyer Sound, не так-то просто грамотно показать. Нужно обладать уровнем, и этот уровень у компании «Имлайт», безусловно, есть. Без такого партнерства продвигать эти технологии невозможно.